Станет ли новый Яндекс браузер инструментом для онлайн исследований?

Источник - Research&Trends.

Зачем исследователям рынка новый браузер Яндекса.

Конкуренция браузеров растет. 1 октября 2012 года Яндекс запустил собственный браузер, а Mail.Ru Group активно тестирует свою новинку - «Амиго». И тот, и другой –полноценные продукты, позволяющие работать и общаться в интернет-среде. В комментариях к этим событиям недостатка нет, поэтому желающие могут узнать подробности, просто набрав  свой запрос в адресной строке любого из перечисленных выше браузеров. И, кстати, убедиться, что помнить названия сайтов теперь не так обязательно как раньше.

Основные цели этих проектов, в целом, ясны. Как следует из интервью Аркадия Воложа «Ведомостям», Яндекс нацелился на мобильный Интернет, адаптировав свой браузер к медленным каналам. Браузер «Амиго» ориентирован, прежде всего, на любителей виртуального общения, в чем легко убедиться, просто взглянув на кнопки основных соцсетей на его главной странице.  
Оставим специалистам анализ стратегических преимуществ, которые могут получить ведущие российские интернет-компании от запуска собственных браузеров. Попробуем взглянуть на вопрос с другой стороны: какие новые возможности появятся у ресечеров в результате этих событий. И появятся ли.
 
Сразу скажем, что эксперты отрасли, с которыми нам удалось связаться, говорить на эту тему отказались наотрез. Тем не менее, мы все-таки попробуем сделать некоторые обобщения.   
Браузер, как известно, – это не только «окно в мир», но и программа, позволяющая отслеживать действия пользователя без установки специального оборудования. И поисковики активно это используют для улучшения настройки контекстной рекламы. Собственно, именно в этом одна из важных целей создания Гуглом своего браузера Chrome. Раньше Яндекс реализовывал эту возможность активно продвигая свой Яндекс.Бар, теперь для него многое упростилось. Таким образом, каждого пользователя, работающего с браузером поисковика, можно считать «окольцованным». Стоит лишь завербовать его, т.е. «склонить к сотрудничеству» и сделать панелистом, как достигаются сразу две цели.
 
Во-первых, снижается стоимость рекрутинга, т.е. необходимого бизнес-процесса каждого провайдера панельных исследований. Любая панель всегда требует, как минимум, ремонта и, как максимум, расширения.
Во-вторых, и это главное, пользователь в этом случае помечен гораздо надежнее и долговечнее, чем раньше – ведь среднее время жизни кука (cookie), которыми обычно метят панелистов, – месяц.
Заметим, что речь идет не об обычных панелях, величина которых в России исчисляется сегодня сотнями тысяч респондентов. Мы говорим о гораздо более ценных панелях формата user-centric, позволяющих не только задавать людям вопросы, но и надежно отслеживать «стиль жизни» пользователя в виртуальной среде.
 
Пока таких панелей немного. По нашим данным, они есть лишь у трех компаний, работающих в России: TNS Россия, Gemius и comScore. И величина этих панелей исчисляется десятками тысяч респондентов (величина «обычных» онлайн-панелей, как минимум, на порядок выше). С появлением двух российских браузеров существенно снижается порог вхождения на рынок панельных онлайн-исследований. Так что вполне можно ожидать появления новых имен и – наверняка – нового позиционирования уже известных исследовательских компаний.
 
Впрочем, «стратегическое окно», а именно так можно назвать эту ситуацию, откроется ненадолго. Как только первые 2 или 3 ресечерские компании заключат партнерские соглашения с Яндексом и Mail.Ru Group, «окно» закроется.
 
С появлением браузера Яндекс у ресечеров может появиться еще одна возможность: создания панелей «мобильных респондентов». Конечно, она есть и сегодня, но… возможность есть, панелей нет. Пока идет постепенное улучшение условий для их возникновения, игроки рынка выжидают и экспериментируют. Но появление браузера российской компании может сыграть роль спусковой кнопки этого процесса.
Можно попробовать описать и дальнейшее развитие ситуации. Появится софт, синхронизирующий данные респондента на нескольких устройствах (аналоги есть уже давно), и – вот она, мечта ресечера: полная информация от одного человека. Кстати, Александр Демидов гендиректор GfK Rus говорил об этом в интервью R&T еще три года назад. Мечты сбываются? 
 
Дмитрий Фролов (Главный редактор Research&Trends)