Социолог Валерий Фёдоров о национальной идентичности россиян
Форум Всемирного русского собора и принятая Декларация русской идентичности вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Для поддержки широкой дискуссии мы представляем различные мнения экспертов и политологов о «русском» вопросе.
Заседание 18-ого Всемирного русского народного собора состоялось 11 ноября в Храме Христа Спасителя. В этом году форум прошел под темой «Единство истории, единство народа, единство России». Возглавил собор Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Участники приняли Декларацию русской идентичности, предложив свою трактовку: «русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа».
Комментирует Валерий Фёдоров, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ):
- Мы наблюдаем два вектора в процессе поиска национальной идентичности. Один инициировало государство, лично президент, ещё на Валдайском форуме в прошлом году. Второй – образовался стихийно: на волне украинских событий «русская тема» сама собой пошла «в народ» и появился запрос на её трактовку. То есть мы видим процессы сверху и снизу. Достаточно ли этого сегодня, чтобы организовать общенациональный дискурс о поиске национальной идентичности?
- Война – это такое время и место, когда вопрос, кто свой, а кто чужой, решается очень быстро и однозначно. Гибридная война в Донбассе, информационная война между Россией и Украиной, конфликт между Россией и Западом – ровно те обстоятельства, которые пробудили к жизни нашу национальную идентичность, активировали заложенное в нас нравственное чувство и представление о должном и недолжном поведении. Мы все сегодня отлично чувствуем, кто свой, а кто чужой. Дело интеллектуалов – сформулировать и закрепить это интуитивное ощущение, превратить его в понимание, в чеканную формулу «российскости» и «русскости». И это должна быть формула инклюзивная, включающая, а не исключающая в «русский мир» представителей других национальностей, религий, цвета кожи, происхождения, взглядов и убеждений. Нам нужна своеобразная «гражданская религия», которая позволит не инкапсулироваться, отсоединяться, закрываться от большого мира, а наоборот, идти в него, привлекать, культурно присоединять и, если хотите, соблазнять другие этнические, религиозные, культурные общности, предоставлять им больше возможностей жить и развиваться в нашем, русском пространстве.
- Вообще, можно ли говорить, что тема актуальна для наших граждан? Есть мнение, что простых людей вопрос самоопределения вообще не заботит, а вот попытки навязать обсуждение места «русскости» в нашем государстве приведёт к межнациональным конфликтам и усилит без того набирающие силу ультранационалистические настроения.
- Около 87% наших респондентов обычно называют себя русскими. Лишь незначительная их часть считает Российскую Федерацию местом, где права русских ущемляются, так что тема повышения статуса русских в нашей стране особой популярностью не пользуется. Более того, националистические лозунги и националистические движения в 2014 г. потеряли значительную часть своей привлекательности из-за того звериного оскала украинского национализма, который проявился и в кровавых провокациях Евромайдана, и в террористической войне государства против собственного народа в Донбассе. Все, что связано с национализмом, в том числе русским, в подобном контексте наших соотечественников скорее отпугивает, чем привлекает. В этой связи наиболее перспективным представляется дальнейшее движения по пути формирования российской гражданской нации в рамках той концепции, которая была одобрена президентом Медведевым в 2011 г.
- Буквально за полгода появилась летучая формулировка «русский мир», за который уже сражаются чеченцы или условные украинцы. Какую вы даёте трактовку? Насколько велик потенциал этого словосочетания? Или это некая удобная оболочка в отсутствие более глубинных, ненащупанных смыслов национальной идентичности?
- Понятие «русского мира» разрабатывалось отечественными интеллектуалами как минимум с середины 1990-х гг., постепенно пробивая себе дорогу на страницы газет и в дискурс официальных органов власти. И небезрезультатно: так, в 2007 г. президент Путин учредил фонд «Русский мир» для поддержки русского языка и культуры за пределами нынешних границ РФ. В 2014 г. понятие «русского мира» приобрело широкую известность в связи с темой Крыма и, в дальнейшем, войны в Донбассе.
Содержание этого термина остаётся весьма противоречивым как для нашего образованного и политического класса, так и для общества в целом. Можно только сказать, что «русский мир» - это те люди, территории и страны, которые по каким-то причинам не воспринимаются нами как совсем уж далекие и чужие. И главные связующие нас узы – это язык, культура и общее прошлое.
Цифры наших опросов говорят о том, что проблемы русскоязычных жителей других стран россияне принимают весьма близко к сердцу. Но есть и ограничения – финансовые и военные. Во-первых, мало кто готов согласиться с тем, что государство будет обильно финансировать проекты, связанные с «русским миром», за счет сокращения ассигнований на социальные программы, адресованные самим россиянам. Во-вторых, лишь незначительная часть наших сограждан хочет, чтобы Российская Федерация вступала в военные действия с другими государствами, пусть даже ради защиты «русского мира».
Ольга Вандышева, Петр Скоробогатый.
Источник - «Expert Online» 22 ноя 2014.