Социальные сети, блоги, форумы – Интернет-среда как новое пространство построения личных коммуникаций: кейсы России и Украины

22 ноября 2012 года на регулярном семинаре ЛССИ (Лаборатория Сравнительных Социальных Исследований Высшей Школы Экономики) с докладом на тему «Социальные сети, блоги, форумы – Интернет-среда как новое пространство построения личных коммуникаций: кейсы России и Украины» выступила Ольга Николаевна Каменчук (директор по коммуникациям ВЦИОМ; заведующая кафедрой социологии массовых коммуникаций факультета Международной журналистики МГИМО (У) МИД России).

В своём выступлении Ольга представила результаты серии опросов общественного мнения в России и на Украине, проведённых ВЦИОМ и R&B Group (в проекте также участвовала исследовательская группа ЦИРКОН). Основной целью данного проекта является изучение различных форм использования средств массовой коммуникации населением указанных стран. Особое внимание было уделено анализу использования социальных сетей, блогов, форумов и других новых способов коммуникации в Интернете.

В начале доклада Ольга подчеркнула, что постсоветское пространство нельзя рассматривать как гомогенную среду: страны СНГ во многом различаются по уровню развития коммуникационных технологий. Тем не менее, у России и Украины можно обнаружить некоторые схожие черты. Во-первых, в каждой стране телевизионные программы просматривают более 90% населения. Алексей Захаров в этой связи поинтересовался, соответствует ли действительности представление о том, что молодежь все в большей степени предпочитает Интернет телевидению. Кроме того, в обеих странах стремительно растёт число пользователей мобильной связи, но при этом уменьшается количество людей, имеющих личную библиотеку.

Результаты опросов показывают, что Россия является лидером среди стран Восточной Европы по количеству интернет-пользователей: каждый второй гражданин РФ пользуется Интернетом. Что касается распространения интернет-технологий среди населения, Россия в этом отношении развивается по сценарию, имевшему место в европейских государствах и США: Интернет постепенно проникает из крупных городов на периферию. Кроме того, с течением времени интернет-аудитория "взрослеет" – число пользователей «всемирной паутины» среди представителей старших когорт постоянно возрастает. На Украине же пока только треть населения пользуется Интернетом.

Зачем люди используют Интернет? На Украине наиболее популярной формой времяпрепровождения в сети является досуг; второе место делят такие категории, как общение с друзьями, просмотр новостей, а также поиск информации для учёбы и работы. В России наблюдается несколько иная ситуация: досуг стоит лишь на четвертом месте. В первую очередь Интернет используется как источник информации для учёбы или работы, затем – как источник новостей. Общение занимает лишь третью позицию в списке наиболее популярных занятий в Сети.

В исследовании отдельно рассматривался вопрос об использовании Интернета как средства межличностной коммуникации. Почти половина респондентов в России ответили, что они не прочь познакомиться с кем-то в социальных сетях наподобие vk.com и odnoklassniki.ru. На Украине социальные сети не столь популярны. Стоит также отметить следующий факт: если раньше, до массового распространения Интернета, люди чаще всего знакомились в кругу общих друзей, на работе, учебе, в клубах по интересам, то теперь функцию клубов по интересам, как правило, выполняют тематические электронные ресурсы, блоги и форумы.

В заключение Ольга отметила, что россиянам свойственно более серьезное по сравнению с жителями других стран отношение к общению в Интернете. По её мнению, это может объясняться тем, что в России весьма актуальной является проблема доступа к альтернативным источникам информации. 

 Презентация доклада

подготовила Моисеева Анита

Источник