Интернет как инструмент социологического исследования (Филиппова Т.В.)

Первоначально online-опрос практически ничем не отличался от группового анкетирования, за исключением использования в его процедуре компьютерной техники и электронных технологий. Сегодня возникают новые виды online-техник. Прежде всего, это вызвано бурным развитием электронной коммерции, созданием розничными торговыми фирмами Web-узлов. Маркетинг приобрел новые возможности благодаря дешевизне, быстроте и интерактивности Сети. Web-страницы устроены таким образом, что их можно обновить за считанные секунды. Зарубежные Web-маркетологи считают: чем быстрее информация дойдет до покупателя, тем скорее он примет решение о ее покупке. Этот вывод сделан на основе соответствующих исследований, показавших, что многие пользователи посещают начальные страницы только для того, чтобы узнать о новой продукции. Именно маркетинговые опросы стали привычной интерактивной коммуникацией для современного зарубежного пользователя Интернета. На протяжении последних лет они повсеместно проводятся в зарубежной части Сети. Техника и методика проведения этих исследований постоянно совершенствуются, а программное обеспечение для сбора данных - усложняется. Современные исследователи по сравнению с началом 90-х годов не столь ограничены недостатками компьютерных технологий и могут сконцентрировать внимание на более значимых функциях: исследовательском проектировании и анализе результатов. Как свидетельствует зарубежный опыт, на данный момент в технологии online-опросов практически достигнуто максимальное соответствие между исследовательскими целями, программным обеспечением и бюджетом.

Один из главных мотивов приобщения к миру Интернета у обычного человека -доступ к самой разнообразной информации. Это дало возможность исследователям обратиться к большому количеству людей с различными интересами, тратя при этом минимум времени и денег, и оперативно исследовать быстротекущие проблемы и вопросы сенситивного характера. В зарубежной практике существует семь наиболее используемых телекоммуникационных технологий проведения online-исследований: рассылка анкет по электронной почте (E-mail-рассылка); размещение текстовых анкет в группах новостей (newgroups); интернет-форумы, телеконференции (Bulletin Boards); Web-страница (анкета в формате HTML); стандартный Web-опросник; самозагружающийся опросник; online-фокус-группы.

Полный текст статьи ...