Опрос, который изменил опросы (Кудрявцева Н.Ф.)

В конце предвыборной кампании 1936 года в США влиятельный еженедельныйжурнал «The Literary Digest», тираж которого составлял почти два миллиона копий, опубликовал результаты беспрецедентного по масштабу почтового опроса. Исследование должно было определить, кого хотят видеть американцы своим президентом: Франклина Д. Рузвельта, кандидата от демократической партии, баллотировавшегося на второйсрок, или Элфа Лэндона, кандидата республиканской партии (в президентских выборах 1936 года принимали участие еще три кандидата, изначально имевших мало шансов на победу). Итоги электорального опроса не оставляли никаких сомнений: безоговорочную победу на предстоящих выборах одерживал республиканец Лэндон, за которого собирались голосовать 55% респондентов. Рузвельта поддержали участники опроса в количестве только 41%.

Результат выборов стал полной неожиданностью для «The Literary Digest»: действовавший президент Ф. Д. Рузвельт получил 61% голосов избирателей, в то время как его соперник — 37%. Сам опрос вошел в историю социологии как печальный пример полного провала крупномасштабного почтового опроса, а этот ошибочный прогноз считается главной причиной закрытия журнала. Последствия оказались катастрофическими: газеты и журналы как в Соединенных Штатах, так и во всем мире публиковали бесконечные памфлеты и карикатуры, высмеивающие «точность» прогнозов «The Literary Digest». Журнал потерял не только престиж, но и основную часть своих подписчиков. Серьезные финансовые затруднения вынудили владельцев провести слияние с несколькими аналогичными журналами. Эти меры оказались недостаточными, и в 1938 году «The Literary Digest» был приобретен издательством «Time Magazine».
Практически каждая работа, посвященная методам проведения социологических опросов или президентским выборам в США, содержит ссылку на это исследование и объясняет причины, которые помешали «The Literary Digest» правильно прогнозировать результаты. Обсуждение причин самой крупной ошибки за всю историю опросов, начавшееся более семидесяти лет назад, все еще продолжается. Тем не менее, один вывод можно сделать с уверенностью: опрос «The Literary Digest» в 1936 году занимает достаточно важное место в истории эмпирической социологии. Неверный прогноз журнала в значительной мере определил будущее опросов общественного мнения, продемонстрировав необходимость использования научных методов в социологических исследованиях.

Полный текст статьи ...