Конференция "Тенденции развития образования. Что такое эффективная школа и эффективный детский сад?" (19-20 февраля 2014 года, Москва)

В 2014 году мы будем проводить нашу одиннадцатую конференцию. Те из вас, кто побывал на нашей прошлой конференции, посвященной проблемам кадрового обеспечения системы образования, помнят, какие бурные дискуссии разворачивались на наших круглых столах по поводу того, каким мы хотели бы видеть педагога, директора школы, воспитателя детского сада. И одна из причин в том, что для того, чтобы ответить на эти вопросы, нам надо вначале представить себе, какой мы видим современную школу, какую школу можно считать эффективной, а какая нуждается в серьезной реорганизации. Мы вплотную подошли к этой проблематике, когда, обсуждая новые профессиональные стандарты, отметили, что в том виде, в котором они были представлены, они могут относиться не столько к отдельному педагогу, сколько ко всему школьному коллективу.

 

Этот разговор хотелось бы продолжить, тем более что тема эффективных школ широко обсуждается сейчас во всем мире. Совсем недавно появились новые публикации известных ученых – Майкла Барбера, Майкла Фуллана, Энди Харгривса и других, подробно исследовавших трансформацию понятия эффективности образовательных учреждений применительно к контекстам отдельных стран и мира в целом. С другой стороны, тема эффективности стала ключевой в официальной повестке модернизации образования – регионы переходят на «эффективный контракт», вовлечены в разработку показателей эффективности деятельности организаций дошкольного и общего образования в соответствии с Планом мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».

 

На 11-й конференции мы хотели бы обсудить те изменения социокультурной и экономической ситуации, которые могут предъявить новые требования к критериям оценки эффективности школ и дошкольных учреждений, выяснить, какие рычаги воздействия могут привести к большей их эффективности и какие показатели могут дать наиболее качественную обратную связь нашим гражданам, потребителям услуг образовательной системы.

 

В последнее время в нашей системе образования произошло много изменений – появилось новое законодательство, возникли новые экономические механизмы, оптимизация системы во многих регионах привела к значительной реструктуризации сети образовательных учреждений. Появились школы ступеней, школы-комплексы, часть детских садов вошли в их состав. В школах созданы управляющие советы, расширились формы коммуникации с общественностью: сайты, публичные доклады. Есть ли у нас возможность узнать, как эти изменения повлияли на эффективность работы школ? На конференции мы сможем поговорить об инструментарии, который нам необходим для такой оценки. Ведь последние годы стали периодом активного интереса к рейтингам школ и детских садов.

 

Как нам показалось, формат предыдущей конференции оказался удачным. Поэтому и в этот раз мы хотели бы сократить пленарно-секционную часть работы конференции в пользу круглых столов, результатом работы которых могли бы быть конкретные рекомендации органам управления образованием. Поэтому программный комитет конференции оставляет за собой право отбора только тех заявок, которые будут содержать качественный анализ ситуации и конкретные предложения по ее изменению. Приоритет для выступлений на пленарной части конференции будет отдан заявкам, содержащим данные исследований эффективности работы образовательных учреждений и анализ опыта совершенствования этой работы.

 

Как и в прошлом году, по договоренности с несколькими регионами России, в которых работает большое количество выпускников МВСШЭН, мы надеемся провести там конференции и семинары на ту же тематику, что позволит нам более глубоко проанализировать проблемы эффективности школ и детских садов.

 

Структура конференции

 

  • · Несколько пленарных докладов, вводящих в широкий контекст обсуждаемых проблем
  • · Серия круглых столов, на которых будет анализироваться ситуация и вырабатываться рекомендации по показателям эффективности школ и детских садов и стратегии достижения этих показателей
  • · Небольшое количество параллельных малых пленарных заседаний, на которых можно будет развить дискуссию по обсуждаемым вопросам

 

Как мы предполагаем, темами пленарных докладов могли бы быть следующие:

 

  • · Эффективная школа вчера, сегодня и завтра: что меняется?
  • · Что такое готовность к школе и как ее обеспечить?
  • · Эффективная школа и эффективное управление школами.
  • · Оценка эффективности школы: инструменты и использование результатов
  • · Эффективный детский сад.

 

В ходе круглых столов и дискуссий на малых пленумах мы хотели обсудить следующие вопросы и предложить способы их решения с тем, чтобы способствовать эффективности образовательных учреждений

 

1. Кто и как может оценивать эффективность работы современного школьного коллектива?

2. Как можно выстроить взаимоотношения между школой и детским садом? Какие эффекты и последствия можно ожидать от их слияния?

3. Инспекция школ и детских садов – обречена ли она на карательную функцию?

4. Эффективный контракт современного педагога: как нам к нему прийти?

5. Чем управляет директор школы и руководитель детского сада?

6. Какие инструменты оценки эффективности подготовки педагогических кадров есть в нашем распоряжении и какие необходимо разработать?

7. Школа или детский сад, в центре которых ребенок: недостижимая мечта, лозунг или реальность?

8. Какого педагога можно назвать эффективным? Что главное в преподавании и воспитании?

9. Эффективная коммуникация между школой, муниципальными, региональными и федеральными органами управления образования: что ей мешает?

10. Какие критерии эффективности школ и детских садов нам известны из мировой практики и какие методы повышения эффективности (school improvement) можно считать достаточно исследованными и результативными?

11. Как учитывать в оценке эффективности школы условия ее работы?

12. Решают ли новые институты и практики поставленные перед ними задачи?

 

Вы можете выступить по любому из вышеперечисленных блоков тем, в результате обсуждения которых мы могли бы наметить векторы дальнейших исследований МВСШЭН, РАНХиГС, НИУ ВШЭ и их партнеров, а также цели проектов, которые могли бы послужить решению обозначенных проблем.

 

Программный комитет конференции: Абанкина И.В.,Агранович М.Л., Болотов В.А., Вальдман И.А., Карпухина Е.А., Каспржак А.Г., Коган Е.Я., Косарецкий С.Г., Лебедев О.Е., Ленская Е.А., Митрофанов К.Г., Назаров М.Н., Пинская М.А., Поливанова К.Н., Реморенко И.М., Сидоркин А.М., Тимкова Т.В., Тюрина Н.В., Ушаков К.М., Фрумин И.Д., Хасан Б.И., Юдина Е.Г.

Приглашаем вас направлять нам ваши заявки на участие в конференции и на выступления.

 

Срок подачи заявок – до 20 января 2013 года.

 

В заявке на пленарное выступление просим вас указать имя, фамилию, организацию, которую вы представляете, дать краткое (5-6 предложений, до 200 слов) резюме вашего сообщения, указать его жанр (аналитический доклад, кейс, исследование) и формат (пленарный доклад, доклад на секции). Если вы хотите выступить на круглом столе, вы можете представить проектную идею или конкретный опыт, но в этом случае ваше выступление не должно превышать 7 минут. Кроме того, укажите, пожалуйста, нужна ли вам помощь при бронировании гостиницы.

 

Приглашаем вас направлять заявки на участие в конференции и на выступления. Для этого необходимо пройти онлайн-регистрацию на сайте МВШСЭН по адресу:

Регистрация на конференцию-2014

Участие в конференции платное. Реквизиты для оплаты конференции будут опубликованы позднее. Регистрационный взнос составляет 1 200 рублей (включая НДС). От регистрационного взноса освобождаются те участники, чьи доклады будут отобраны для включения в программу конференции (большие и малые пленумы), а также студенты МВШСЭН, НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МПГУ, МГППУ. 

Квитанция на оплату организационного взноса

Все вопросы, связанные с участием в конференции, вы можете направлять в программный комитет:

Наталья Шульгина, Андрей Самойлов, Константин Завертяев: conf2014@universitas.ru


Источник - Московская высшая школа социальных и экономических наук