Первые результаты уникального предвыборного опроса

7 сентября 2015 года в БФУ им. И. Канта (г. Калининград) состоялась презентация результатов полномасштабного социологического исследования в преддверии выборов губернатора Калининградской области - «Открытое мнение – Калининград», реализованного в формате «открытого исследования» («collaborative open research»).

Полевой этап социологического исследования проводился с 25 августа по 2 сентября на всей территории Калининградской области. Всего были опрошены 1500 жителей региона старше 18 лет. Впервые объединены три метода – опрос по месту жительства респондентов, уличный опрос и телефонный (по 500 респондентов каждый). В работе приняли участие представители шести компаний: Калининградский социологический центр, Социологическая лаборатория анализа, моделирования и прогнозирования рисков, подразделение БФУ им. Канта, Исследовательская компания КМГ, Калининградская социологическая служба, Центр социологических и маркетинговых исследований Форис (Архангельск) и Исследовательская компания «Максима» (Чебоксары).

Согласно результатам опроса, за действующего губернатора Калининградской области Николая Цуканова готовы проголосовать 60% избирателей из числа тех, кто точно пойдет на выборы. Почти каждый четвертый (26%) пока не определился со своим выбором.

О твердой уверенности принять участие в голосовании заявляют более половины респондентов (52%); почти четверть (23%) – склоняются к тому, что придут на избирательные участки. Традиционно склонность к участию в выборах возрастает среди женщин, людей старшего поколения и тех, кто не пользуется интернетом. Напротив, низкая декларируемая явка характерна для молодежи до 24 лет, людей с высшим образованием и тех, кто регулярно пользуется интернетом.

В ходе исследования также задавался вопрос об отношении жителей области к опросам общественного мнения. Свыше половины респондентов не проявляют заметного интереса к ним (59%). Каждый второй опрошенный считает, что опросы общественного мнения отражают реальные настроения людей; при этом противоположной точки зрения придерживается почти каждый третий (31%). Более скептически респонденты оценивают способность опросов влиять на действия чиновников.

«Открытое мнение» - инициативный эксперимент по проведению полномасштабных социологических исследований в новом для российской социологии формате «collaborative open research» – совместных открытых исследований. Основная задача проекта – получение достоверной, надежной и общедоступной исследовательской информации о состоянии общественного мнения в России на основе независимых, самофинансируемых и полностью открытых исследований. В реализации проекта участвуют представители столичных и региональных исследовательских организаций, академических институтов и вузов, СМИ и общественных объединений.

Важнейшая характеристика исследований «Открытого мнения» - принципиальная независимость (неангажированность) и предельная прозрачность (открытость) всего технологического цикла, а также результатов (включая первичные массивы данных).

Для финансирования проекта привлекаются независимые средства путем организации открытой и легальной процедуры краудфандинга. Средства собираются через проект на краудфандинговой платформе Planeta.ru.

Ранее в рамках проекта были проведены исследования накануне выборов Президента РФ в 2012 году, ряда региональных и муниципальных избирательных кампаний 2012-2014 гг., том числе экспертиза опросных исследований электоральных настроений в преддверии выборов мэра Москвы в 2013 году.

Подробнее о проекте «Открытое мнение», выполненных исследованиях, а также о правилах работы группы можно узнать на сайтах www.openopinion.ru и www.sociologos.ru.