Ирина Чеснакова: «…Какие бы изменения не происходили в отрасли, меня они не остановят, я буду меняться вместе с ними…»

В сентябре 2018 года инициативе рубрики «Неформат», посвященной авторитетам индустрии изучения общественного мнения, историям их профессионального роста и развития исполняется полтора года. За это время мы беседовали с экспертами федеральных и международных исследовательских компаний. Сегодня же героями серии интервью стали молодые руководители региональных исследовательских компаний Чеснакова Ирина Игоревна, директор агентства стратегического маркетинга "Spezia" (г. Барнаул http://asm-spezia.ru/), Широких Андрей Александрович, руководитель лаборатории маркетинговых исследований Marketing-LAB (г. Краснодар), Полукаров Иван Владимирович, руководитель исследовательского центра «Маркетинга и социологии» (г. Челябинск).  

Мы поговорили на тему профессионального становления и развития в  отрасли прикладных исследований, а также попытались найти ответ на вопрос о том, как  действовать региональным исследовательским компаниям в условиях, когда отрасль прикладных исследований находится в зоне серьезных перемен.

(источник фотографии - персональная страница Ирины Чеснаковой в "ВКонтакте", публикуется с разрешения героя) 

Вопросы задавала Кормушина Юлия

 

Юлия Кормушина: Расскажите немного о себе. Что привело Вас в исследования общественного мнения? Что именно привлекло в этой сфере?

Ирина Чеснакова: Еще со студенческих времен меня интересовали маркетинговые исследования. Я училась на экономическом факультете, по специальности менеджмент. Социологии у нас не было, а вот предметов по маркетингу было очень много. Я любила составлять анкеты, проводить опросы и делать аналитические обзоры. После института я работала маркетологом-аналитиком в различных компаниях, и вся моя деятельность была непрерывно связана с изучением общественного мнения. В 2013 году я решила открыть свою компанию, чтобы заниматься углубленно любимым делом.

Ю. К.: Через какие профессиональные практики Вы прошли? Работали ли в «поле» - интервьюером, контролером, телефонистом, модератором?

И. Ч.: Я до сих пор продолжаю проходить через различные профессиональные практики: могу уехать со своей командой в «поля» и работать с ними  интервьюером, могу остаться в офисе и проводить контроль «поля». Также люблю проводить экспертные интервью и опрашивать врачей. Общение с людьми меня вдохновляет, наполняет жизнь смыслом. Проводя опросы социально-политического или экономического характера от федеральных компаний, понимаешь свою значимость, причастность к событиям, происходящим в России.

Ю. К.: Что Вам особо запомнилось из работы в «поле»? Приключались ли с Вами курьезные и не очень случаи? Какие выводы Вы для себя вынесли из этой работы?

И. Ч.: Каждый наш опрос уникален и в каждом есть курьезные и не очень случаи. Проезжая с опросами по селам, удивляешься широте русской души, терпению и непритязательности. Чем скромнее живет человек, тем он счастливее. Из случаев вспоминается следующее: есть у нас менеджер, молодая девушка, которая работает с интервьюерами. Однажды приходит к ней интервьюер и жалуется на все тяготы своей работы, что в подъезды попасть сложно, двери никто не открывает, что отказов, срывов на середине интервью много. Менеджер выслушала интервьюера и с понимаем всей глубины проблемы говорит: «Надежда Григорьевна, вы главное — УЛЫБАЙТЕСЬ!». Теперь, если кто-то жалуется на свою работу, мы советуем улыбаться!

Ю. К.: Расскажите о своей компании? Есть ли планы поэтапного развития? К каким показателям деятельности компания стремится? Какие факторы положительно влияют на развитие компании? А какие отрицательно?

И. Ч.: В этом году нашей компании исполняется 5 лет. За эти годы мы получили хороший опыт, заработали положительные рекомендации клиентов. У нас есть проекты полного цикла и проекты, в которых мы проводим полевые работы. В компании составлен план развития, с которым ознакомлен каждый сотрудник. Чем больше мы вкладываем в интервьюеров, в менеджеров, тем эффективнее и слаженнее они работают. Отрицательным фактором, сдерживающим долю местных заказов, считаю низкий уровень понимания значимости и важности проведения исследований у руководителей малого и среднего бизнеса.

Ю. К.: Как Вы можете охарактеризовать современную отрасль исследований общественного мнения в РФ? Какие компетенции, знания, навыки, умения сегодня востребованы в отрасли исследований?

И. Ч.: Отрасль исследований общественного мнения уже несколько лет динамично меняется — доля поквартирных опросов уменьшается в пользу телефонных. Планшетные опросы практически полностью заменили бумажные. Постепенно увеличивается доля он-лайн опросов. Ужесточились требования и к качеству опросов. Если раньше при проведении опроса по бумажной анкете сложно было оценить правильность работы интервьюера, соблюдение им инструкций, сегодня весь ход интервью автоматически записывается на планшет и у контролёра есть возможность он-лайн слушать и корректировать работу интервьюеров. Современный интервьюер — грамотный сотрудник, чаще с высшим образованием, обладающий навыками коммуникации.

Ю. К.: Чего сегодня, на Ваш взгляд, не хватает российскому рынку PO & MR? Почему?

И. Ч.: На мой взгляд, практически весь российский рынок общественного мнения сконцентрирован в Москве. Федеральные исследовательские компании ищут заказы, разрабатывают инструментарии, пишут аналитические обзоры, а региональные компании проводят полевые работы. Но многие региональные компании также могли бы проводить проекты полного цикла и участвовать в тендерах, «выращивать» своих социологов и аналитиков. Препятствиями для них являются недостаток оборотных средств и активные действия на рынке «черных» социологов, которые забирают тендеры по крайне низким ценам. Чего еще не хватает современному российскому рынку  PO & MR? Часто не хватает прозрачности в работе, уважения между участниками отрасли. Прежде всего, речь идет об уважении работы интервьюера. Иногда и сами интервьюеры не считают свою работу значимой, стесняются её, и респонденты регулярно негативно высказываются в их сторону.

Ю. К.: Какой Вы видите отрасль исследований общественного мнения в будущем?  

И. Ч.: Это самый сложный вопрос. Я, уверена, что отрасль будет развиваться, будет расти доля digital исследований.  Надеюсь, что таким компаниям, как наша будет место на рынке.

Ю. К.: Было ли когда-нибудь желание поменять профессию/деятельность? 

И. Ч.: Никогда не было желания поменять профессию и деятельность. Наоборот, мне хочется расти, развиваться в этой сфере, покорять новые горизонты. У меня есть девиз: «Я вижу цель — не вижу преград». Поэтому, какие бы изменения не происходили в отрасли, меня они не остановят, я буду меняться вместе с ними.

Ю. К.: Что пожелаете выпускникам, планирующим стать социологами или исследователями, молодым специалистам в области маркетинговых исследований?

Исследовательская профессия многогранна и интересна. Быть исследователем — значит, быть наблюдателем, аналитиком и творцом. Если вы готовы вкладывать свою душу, время, любите людей и их индивидуальность, то добро пожаловать в мир общественного мнения.