-
Массовая социологическая практика свидетельствует, что исследования, базирующиеся на применении опросных методов, весьма уязвимы вследствие т.н. ситуативной лжи - результата использования респондентами защитных поведенческих стратегий (социальной желательности, конформизма, негативизма, регрессии поведения и др.). Для диагностики неискренних ответов в специальной литературе предлагаются разные методы и процедуры. Наиболее эффективными в этом отношении традиционно считаются шкалы лжи, заимствованные из различных личностных опросников.
-
Эпиграф: "Данные на полу не валяются. Данные берутся с потолка"
Проблему, которую я собираюсь здесь затронуть, обычно деликатно именуют «некорректными обращением с данными».
-
Специфика качественного исследования показана в русле двух традиций познания: духовных практик и формальных методов. Возможности актора по освоению духовных практик трактуются как ресурс развития социальной методологии, расширяющий ее интуитивные научные основы. Аналитические процедуры современной западной качественной методологии представлены как научный аппарат, служащий для конструктивного изъяснения экзистенциальных состояний акторов в условиях их приверженности различающимся системам первопонятий, аксиом и правил вывода. Высказана идея синтеза качественных исследовательских процедур, развитых в социологии.
-
В последние годы заметно возросла степень остроты и деликатности проблем, предлагаемых респондентам для обсуждения в опросных исследованиях. Так называемые сенситивные вопросы часто приходится формулировать при изучении образа жизни и различных аспектов деятельности современных политических элит, оценке масштабов распространения криминального бизнеса, коррупции и наркомании, в исследованиях различных форм контрнормативного и нравственно осуждаемого поведения.
-
Статья посвящена измерению масштабов эффекта интервьюера в персональном интервью. Представлены результаты дисперсионного анализа данных, полученных авторами в ходе специальных методических исследований. Рассматривается влияние интервьюера на кооперативные установки опрашиваемых, уровень отвечаемости, продолжительность интервью, смещения в ответах респондентов и другие аспекты качества опросных коммуникаций. Обсуждаются также некоторые корреляты выявленных эффектов.
-
Любой ученый, когда-либо имевший дело с личностными опросниками, знает, как важно уметь отделять искренние, правдивые ответы испытуемых от лживых, а также от ответов, вызванных самообманом или желанием представить себя лучше в глазах окружающих.
-
Исследуется природа и основные формы редактирования ответов респондентами в опросных социологических исследованиях. Анализируются различные теории, объясняющие ингратиационное поведение опрашиваемых.
-
Cоциологический Журнал.
Номер: №1-2 за 1999 год
-
РОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ. /под. ред. Г.В. Иванченко; Гос.ун-т – Высшая школа экономики. – М.:ТЕИС, 2006. - 477 с. ISBN 5-7598-0438-3
-
В статье сравниваются результаты квартирного и он-лайн опросов населения, проведенных в одно время с использованием одинаковых формулировок анкетных вопросов НАФИ (Национальное агентство финансовых исследований) и OMI (Online Market Intelligence). Делается вывод о том, что, несмотря на то, что Интернет опросы не репрезентативны по отношению к населению России в целом, их можно использовать для решения модельных задач, когда требуется оценить влияние различных факторов на финансовое поведение населения, а также в тех случаях, когда речь идет о труднодоступных для оффлайновых методов пользователях финансовых услуг, например, таких как ипотека и инвестиции.
-
Описан методический эксперимент, в котором изучались факторы влияющие на доступность респондентов и возможные смещения в результатах опроса.
-
В статье представлены результаты методического эксперимента о влиянии пола абонента, ответившего на звонок, на общий уровень кооперации при проведении квотной выборки. Результативность опроса у мужчин и женщин примерно одинаковая: мужчина, подошедший к телефону, реже отказывается от участия в опросе, но зато гораздо чаще прерывает уже начатое интервью. Однако мужчины реже отвечают на звонки и при организации квотной выборки интервьюер вынужден не опрашивать абонента, взявшего трубку. Уровень кооперации в среднем по выборке без введения квотного задания составляет 61%, после выбора квоты по женщинам - всего 12%. Следовательно, коэффициент кооперации в отдельном исследовании зависит от процента мужчин, который квотируется исследователем, и его можно точно определить на пилотаже. Коэффициент кооперации (СООР3) рассчитан в соответствии со стандартом Американской ассоциации исследователей общественного мнения.
-
В статье анализируется практика использования открытых вопросов в массовых опросах. Анализируются социальные феномены, адекватное изучение которых возможно только с помощью открытых вопросов, и типичные трудности применения открытых вопросов в массовых опросах. Предлагаются некоторые способы преодоления этих трудностей.
-
В статье рассматривается специфика методических принципов полуформализованного интервью в связи с его промежуточным, срединным положением на континууме видов интервью по степени формализации. Автор анализирует различные подходы к классификации видов интервью, сложившиеся в современной западной литературе, определяет познавательные возможности полуформализованного интервью. На конкретном эмпирическом материале рассматриваются такие принципы полуформализованного интервью, как недирективность и общие рамки референции для интервьюера и респондента.
-
Cоциологический Журнал.
Номер: №3 за 1994 год
-
Крупномасштабный почтовый опрос престижного американского журнала «The Literary Digest», проведенный во время предвыборной кампании 1936 года, занимает важное место в истории эмпирической социологии. Неверный прогноз журнала, имевшего прочную репутацию в области исследования общественного мнения, в значительной мере определил будущее выборочных опросов, продемонстрировав как несостоятельность методики «соломенных опросов», так и тот факт, что размер выборки не является гарантией правильного результата. Хотя мнения социологов о причине неверного прогноза «The Literary Digest» расходятся, эмпирический анализ материалов исследования Джорджа Гэллапа об участии избирателей в опросе журнала подтверждает гипотезу об искажении параметров выборки вследствие совокупности некорректной процедуры отбора респондентов и низкого процента возврата анкет.
-
Статья посвящена проблемам отбора респондентов при массовых опросах, в частности, так называемых "профессионалов" - людей, обладающих профессиональными знаниями в области опросов или особым опытом ответов на вопросы.